С бурным развитием технологий вопросы эффективного обучения и развития способностей не утрачивают своей важности, а, наоборот, остры и актуальны. Как не запутаться в информации, но познать и усвоить необходимые знания? И какие знания нужны, а какие — хлам и ненужная в дороге жизни поклажа? Узнаем какова была педагогическая система Толстого.
Вот что думал об образовании Лев Николаевич Толстой. Помимо своей широкой известности в качестве писателя и философа, Толстой был ещё и прогрессивным преподавателем. Он сам постоянно и многому учился в своей жизни и понимал как должно организовывать процесс изучения чего-либо.
Л. Н. Толстой: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе»
Педагогическая система Толстого
Ещё до отмены крепостного права в Российской Империи в 1861 году, Лев Николаевич открывал школы в Ясной Поляне и внедрял в них новую педагогическую систему, идущую вразрез общепринятой методике. В центральной Яснополянской школе день за днём шли эксперименты по выведению эффективной системы образования. Дети сидели кто как хотел. Не было чёткой программы преподавания. Единственная задача — заинтересовать класс. И она успешно осуществлялась.
Яснополянская школа Л.Н. Толстого
Свободное образование
Основной принцип: пробудить в детях желание и тягу к знаниям, научить мыслить творчески, а не шаблонами.
В школе отсутствовала какая-либо программа. Главное пробудить в ребятах интерес к самосовершенствованию.
Постулаты педагогического учения Л. Н. Толстого
Любовь
Истинный преподаватель обладает чувством любви к себе, к своим ученикам и к преподавательскому делу. При этом он осознаёт свои ценности и пребывает в гармонии с собой.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель» (Л. Н. Толстой)
Экспериментирование
Свобода — единственный критерий педагогики. Опыт — единственно верный её метод. Писатель видел, что устоявшиеся догмы педагогики хуже работают, чем его новаторский путь для воспитания гармоничных личностей — свободных, мыслящих, чувствующих, бесконечно действующих.
Наглядность
Широко практиковались опыты и эксперименты для развития в учащихся наблюдательности. Устраивались экскурсии. Обращалось внимание к картинам, таблицам, вещам и явлениям, встречающимся в природе в их естественном виде.
Вовлечённость
Важной была живая речь учителя — это истории, рассказы и диалоги с учащимися. Преподаватель не просто читал лекцию, а давал пищу для мыслей, ставя во главу угла всестороннее развитие детей.
Полная свобода
Свобода выбора учащимся предмета познания. Толстой опирался на идею Жан Жака Руссо о том, что принудительное насильственное воспитание в духе принятых принципов губит идеальную природу ребёнка. Взрослые зачастую только портят её своей «фальшивой» культурой. В условиях же свободы происходит самоулучшение личности. Учащиеся сами могут выбирать чему и как учиться.
Практичность знаний
Любые знания и навыки должны быть применимы в реальной жизни. Иначе смысл в них отсутствует.
«Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного» (Л. Н. Толстой)
Педагогическая система Толстого и сейчас выглядит опережающей своё время, а полтора века назад тем более было непросто её развивать.
Сегодня повсюду мы встречаем курсы саморазвития, тренинги личностного роста, мотивации и вдохновения. Учитесь у опыта предыдущих поколений и не усложняйте жизнь.